Яндекс.Метрика

"Доступная среда"




«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №5 имени Ю.А. Гагарина, созданы специальные условия для обучения детей-инвалидов, которые заключаются как в техническом обустройстве «безбарьерной среды», так и в психолого-медико-педагогическом.





















МАОУ СОШ № 5 имени Ю.А.Гагарина предоставляет учащимся с ограниченными возможностями здоровья:


архитектурные условия.
В рамках реализации программы «Доступная среда» в школе создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов:
проведена реконструкция архитектурной среды:
- проведен ремонт в 4-х кабинетах;
- проведен ремонт рекреации 3 этажа;
- приобретены и установлены световые маячки;
- крайние ступени лестницы окрашены в контрастные цвета;
- закуплена мебель для кабинетов, шкафы - локеры;
- столики для детей с ДЦП (3 шт.)
- сиденье для унитаза для детей с ДЦП;
- пандус-платформа;
- установлена система видеотрансляции в конференц-зале;
оборудован тренажерный зал.
специальное оборудование.
Приобретено специальное коррекционное оборудование:
- аппаратно-программный комплекс для детей с ДЦП (специализированный программно-технический комплекс, наушники, микрофон, виртуальная экранная клавиатура, джостик, набор выносимых кнопок, клавиатура с большими кнопками);
- аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей (специализированный программно-технический комплекс, наушники с микрофоном, программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи, клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой);
*интерактивные доски (2 шт.);
*компьютерное оборудование (компьютеры в сборе, МФУ 2 шт.);
*специальная электроакустическая аппаратура (СУВАГ ), 2S — индивидуального пользования, СУВАГ СТ — 10 коллективного пользования, ЗУА Верботон;
*IP — СВИФТ «Инкрафрасный помощник»
*оборудование для сенсорной комнаты;
*вибростолы к ЗУА
дидактические материалы.
Педагогами школы разработаны собственные электронные материалы:
- для уроков русского языка тестовые задания по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное» и др.
- презентации для уроков русского языка, литературы, развития речи и развития слухового воприятия «На берегах лингвинии», «Времена года», «Пословицы и поговорки», «Памятники культуры», «Поэты о русском языке».
Учителя в свое работе с детьми с ОВЗ используют специальные мультимедийные программы для адаптированного обучения:
- «Живой звук»,
- «Домашний логопед»,
- Onos Word of Sounds,
- Программы Audio Log (реабилитарные тренажеры для развития слуха, как для имплантированных пациентов, так и для людей нуждающихся в освоении слуховых аппаратов);
- для подготовки учащихся к итоговой аттестации используют в своей работе тесты по рускому языку М.П.Книгина, Е.Н.Груздева, комплексный анализ текста Н.В.юЕгоровой, практическую грамматику на уроках русского языка в 4-х частях А.Г.Зикеева, деловое письмо А.М. Шехирева;
- демонстрационные таблицы «Литература 5-11 класс», «Основные правила орфографии пунктуации 5-9 класс», «Русский язык. Части речи», «Русский язык. Синтаксис»;
- фонохрестоматия для 7 класса;
- контрольно-измерительные материалы по русскому языку.
программно-методическое обеспечение.
Педагогами школы разработаны материалы:
- рабочие программы по развитию речи 5-9 класс;
- рабочие программы по РСВ;
- научно-методические публикации:
- «Социализация слабослышащих учащихся на II и III ступенях обучения в рамках общеобразовательной школы»,
- «Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательной школы»,
- «Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательной школы»,
- «Межпредметная интеграция в системе предпрофильной подготовки обучающихся с ОВЗ»;
- «Обучение детей с депривацией слуха и формирование ключевых компетенций в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута»
- «Организация индивидуального образовательного маршрута у детей с депревацией слуха»
- «Формы работы с детьми с нарушением слуха по верботональному методу в условиях общеобразовательного учреждения в классах адаптированного обучения».
психолого-педагогическое сопровождение (работа специалистов, психолого-медико-педагогического консилиума).
Для успешной интеграции специалистами нашего учреждения (педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьютор) обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода обучения. В школе функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, одной из задач которого является психолого-педагогическое сопровождение учащихся классов адаптированного обучения и классов интегрированного обучения. Школьная психолого-медико-педагогическая комиссия тесно сотрудничает с городской и областной ПМПК. В начале учебного года с обучающимися с ОВЗ психолог проводит диагностику выявления характерологических особенностей учащихся, с целью коррекции и развития познавательных интересов учащихся. Знакомит учителей и родителей с результатами обследования учащихся на индивидуальных консультациях, родительских собраниях, тренингах. Педагог-психолог выявляет особенности интеллектуального развития детей с ОВЗ, личностных и поведенческих реакций. Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей. Для каждого обучающегося с ОВЗ педагогом-психологом разработан план занятий. Педагог-психолог на своих занятиях использует лингводидактические средства обучения (ЛДСО) — это системный комплекс для обучения детей, состоящий из раздаточных предметных и демонстрационных аудиовизуальных материалов к ним. ЛДСО включает в себя несколько развивающих компонентов: Комплект «Мелкая моторика и графомоторные функции», комплект «Речь и речевое общение», комплект «Мелодика, интонация, темп и ритм речи». Выполнение заданий лингводидактического комплекса проводятся с учащимися как в индивидуальной , так и в групповой форме.
Учителем-дефектологом разработана программа индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и совершенствованию произношения. На своих занятиях учитель-дефектолог использует современные технологии и специальную мультимедийную программу «Живой звук» для коррекционно-компенсаторного обучения детей с нарушением слуха. Комплекс включает в себя специально подготовленный набор учебно-коррекционных программ, которые направлены на помощь детям, имеющим нарушения слуха и речи разной степени тяжести и происхождения.
сетевые формы взаимодействия - с ресурсными организациями.
Школа сотрудничает с различными организациями и учреждениями города. Это комитет образования администрации города Тамбова, городская детская поликлиника №1, лечебно-оздоровительный санаторий «Исток», ТГУ им. Г.Р.Державина, Бизнес-колледж, педагогический колледж им. К.Д.Ушинского, Тамбовская областная спортивная организация, Тамбовский областной детский фонд, ТОГОУ СПО Колледж торговли, общественного питания и сервиса, ТОГОУ Центр развития и творчества детей и юношества, Академия футбола, СДЮШОР №1, СДЮШОР №2, СДЮШОР №3 , ДЮСШОР № 6, Арт-студия «Воспитание красотой», детский сад «Незабудка».
Одной из главных задач воспитания является развитие творческих способностей учащихся. С этой целью в школе работает система дополнительного образования. В школе функционирует Центр дополнительного образования детей «Академия досуга». Все 100% детей с ОВЗ и детей-инвалидов обучающихся в школе заняты во второй половине дня в школьных кружках и секциях, а также в учреждениях дополнительного образования города. Обучающиеся с ОВЗ успешно занимаются шахматами, плаванием, греко-римской-борьбой, дзюдо, художественным творчеством.




Положение об интегрированном обучении детей с ОВЗ
Положение о специальных классах адаптированного обучения
Состав рабочей группы по реализации проекта "Доступная среда"
Положение об индивидуальном обучении на дому